In English

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В 21 ВЕКЕ




ЛВ-модель кредитного риска

Выдача кредитов физическим и юридическим лицам - основная форма деятельности банков. Все банки индивидуальны, так как обслуживают разные слои населения в разных городах и районах страны и предприятия разных отраслей и размеров, разной формой собственности. Поэтому каждый банк должен иметь свою модель кредитного риска, систему мониторинга и управления кредитованием.

Достоинствами ЛВ-моделей кредитного риска являются их высокая точность, робастность и прозрачность [1, 2, 3]. ЛВ-модель кредитного риска имеет высокую точность распознавания хороших и плохих кредитов и в семь раз большую робастность в классификации кредитов, чем другие известные модели. Прозрачность модели кредитного риска проявляется: в анализе риска кредита, в определении вкладов параметров и их градаций в кредитный риск банка и точность классификации кредитов, в оптимизации числа параметров и их градаций; в прозрачности сценария риска и целевой функции.

Суть предлагаемой технологии:

  1. Определение минимального объема обучающей выборки;
  2. Исключение части некорректно распознанных хороших, плохих и устаревших кредитов;
  3. Мониторинг процесса кредитования;
  4. Формирование сигнальных партий из завершенных кредитов;
  5. Создание обучающей выборки для построения новой ЛВ-модели риска;
  6. Замена ЛВ-моделей риска по мере создания сигнальных партий кредитов;
  7. Анализ и управление процессом кредитования банка.

Кредиты физических лиц описывают до 20 параметров, каждый из которых имеет от 2 до 11 градаций [3]. Параметры кредита и их градации считаются случайными событиями-параметрами и событиями-градациями. События-градации параметра состав-ляют группу несовместных событий. События с определенной вероятностью приводят к неуспеху кредита. Сценарий риска неуспеха кредита формулируют так: неуспех происходит, если происходит какое-либо одно, какие-либо два или все события-параметры.

Л-модель риска неуспеха кредита:

Y = Z1 ∨ Z2 ∨ ... ∨ Zn. (1)

Л-модель риска неуспеха кредита в эквивалентной ортогональной форме:

Y = Z1 ∨ Z2Ż1 ∨ Z3Ż1Ż2 ∨ ... ; (2)

В-модель риска неуспеха кредита:

P(Y) = P1 + P2(1 - P1) + P3(1 - P1)(1 - P2) + ... . (3)

где P1, P2, ... - вероятности неуспеха кредита от событий-параметров. В формулу (3) подставляются значения вероятностей для событий-градаций. Риск находится в интервале {0,1} при любых значениях вероятностей событий-градаций.


Идентификация ЛВ-модели кредитного риска

Идентификация (обучение) ЛВ-модели кредитного риска проводится по статистическим данным [4] и заключается в определении вероятности событий-градаций Pjr, r = 1, ..., Nj, j = 1, ..., n, допустимого кредитного риска Pad и риска Pi, i = 1, 2, ..., N кредитов (рис. 1). Условие Pi > Pad выделяет следующие типы объектов: Ngg - хорошие по ЛВ-модели и статистике; Ngb - хорошие по ЛВ-модели и плохие по статистике; Nbg - плохие по ЛВ-модели и хорошие по статистике; Nbb - плохие по ЛВ-модели и статистике.

Рис. 1. Схема классификации кредитов

Целевая функция: максимальное число кредитов c корректной классификацией:

F = Nbb + Ngg → max. (4)

Из выражения (4) следует, что точность ЛВ-модели риска в классификации хороших Eg и плохих Eb кредитов и в целом Em равна:

Eg = Ngb / Ng; Eb = Nbg / Nb; Em = (N - F) / N. (5)

Ограничения:

  1. вероятности Pjr должны удовлетворять условию: 0 < Pjr < 1, j = 1, ..., n; r = 1, ... , Nj;
  2. средние риски объектов по В-модели и статистике должны быть равны, чтобы сохранить реальный смысл вероятностей;
  3. допустимый риск Pad определяют так, чтобы ошибки распознавания хороших и плохих кредитов были равны (принцип асимметрии распознавания).

Идентификация В-модели имеет следующие особенности:

  1. целевая функция зависит от большого числа положительных параметров Pjr (для кредитного риска физических лиц их 94);
  2. целевая функция, число корректно распознаваемых хороших и плохих объектов, принимает целые значения и является ступенчатой (рис. 2);
  3. целевая функция имеет локальные экстремумы (площадки);
  4. аналитически производные целевой функции F по Pjr вычислить невозможно;
  5. при поиске оптимума Fmax нельзя всем Pjr давать положительные или отрицательные приращения, так как изменится средний риск.

Рис. 2. Ступенчатое изменение целевой функции от вероятностей двух событий-градаций

Предложен алгоритмический итеративный метод идентификации ЛВ-модели риска, который позволяет осуществить оптимизацию при любой сложности ЛВ-модели риска и любых числах кредитов, параметров и градаций [1-2].

Результаты исследований на компьютере выполнены на пакете статистических данных из 1000 кредитов, из которых 700 были хорошие и 300 - плохими [3]. Кредит описывался n = 20 параметрами, которые в сумме имеют 94 события-градации. При идентификации получено значение функции Fmax = 822. ЛВ-модель кредитного риска имеет существенно меньшие ошибки в классификации кредитов Em = 0,155, Eg = 0,174, Eb = 0,162, чем известные методики, у которых Fmax = 750 - 720; Em = 0,25 - 0,28. Распределения кредитов по величине рисков приведены на рис. 3.

Рис. 3. Распределение всех, хороших и плохих кредитов


Мониторинг и логико-вероятностное управление процессом кредитования

Технология мониторинга

Предлагается технология мониторинга, обучения ЛВ-модели и управлению реальным процессом кредитования. Она содержит следующие решения: использование в качестве обучающей выборки статистических данных по завершенным кредитам банка, ограничение объема обучающей выборки, исключение части некорректно распознанных хороших, плохих и устаревших кредитов, формирование сигнальной партии из завершенных кредитов, формирование обучающей выборки для построения новой ЛВ-модели риска, замена старой ЛВ-модели на новую ЛВ-модель кредитного риска, оценка качества процесса кредитования по нескольким показателям (критериям).

Объем обучающей выборки. Выполнены расчетные исследования влияния объема обучающей выборки на ошибки распознавания кредитов. Ошибки распознавания хороших и плохих кредитов асимптотически увеличиваются с увеличением объема выборки. Вероятностная модель имеет ограниченное число коэффициентов-вероятностей для событий-градаций и ЛВ-модель лучше распознает кредиты, если число их в статистических данных небольшое. Для обучения ЛВ-модели при числе событий-параметров 20 и числе событий-градаций 94 можно принять минимальное число кредитов в обучающей выборке Nmin = 1000 - 1200: при дальнейшем увеличении числа кредитов в статистических данных ошибки распознавания хороших и плохих кредитов практически не изменятся, то есть останутся постоянными. Представляется, что это важное достоинство ЛВ-моделей кредитного риска.

Исключение части некорректно-распознанных и устаревших кредитов. Кредитный риск описывают 20 параметров-факторов. ЛВ-модель не может быть абсолютно точной так как не учитывает другие факторы из-за юридических и правовых запретов. Клиент может держать деньги не в банке, а в "тумбочке" и об этом не сообщает банку. Могут произойти фас мажорные события. У клиента нельзя спрашивать о его отношениях с женой, тещей, детьми, о его здоровье и здоровье членов семьи. Эта скрытая (латентная) информация вызывает появление некорректно-распознанных кредитов. Некорректно-распознанные кредиты следует частично исключать из базы данных и процесса переобучения ЛВ-модели кредитного риска.

Экономика в стране находится в стадии развития и информацию об устаревших кредитах следует постепенно исключать из процесса переобучения ЛВ-модели риска.

Исследуем повышение точности ЛВ-модели в распознавании хороших и плохих кредитов путем исключения части некорректно распознанных кредитов. Некорректно распознанные хорошие кредиты Ngb находятся в интервале рисков {Pad, G} и некорректно распознанные плохие объекты Nbg - в интервале рисков {B, Pad}.

Число кредитов в обучающей выборке после исключения части устаревших и некорректно распознанных кредитов:

N = N - a1 Ngb - a2 Nbg - a3 Nold = N - Ngb* - Nbg* - Nold* , (6)

где a1, a2, a3 - коэффициенты исключения со значениями на интервале [0, 1]: Ngb*, Nbg*, Nold* - кредиты, исключенные из базы статистических данных.

Из Ngb исключают кредиты с наибольшим риском (то есть в хвосте распределения хороших кредитов). Из Nbg исключают кредиты с наименьшим риском (то есть в хвосте распределения плохих кредитов). Значения коэффициентов a1, a2, a3 зависят от количества кредитов, завершаемых в банке в год. Следует принять значения a1, a2, a3 в интервале {0.1 - 0,2}, то есть двигаться к оптимальной точности распознавания хороших и плохих кредитов постепенно. По результатам анализа показателей обучения коэффициенты a1, a2, a3 могут быть скорректированы.

Сигнальная партия из завершенных кредитов. Сформируем сигнальную партию из последних завершенных кредитов объемом Nsign. В сигнальной партии оказались хорошими Ng sign и плохими Nb sign кредитов. Средний риск кредитов в сигнальной партии равен Pm sign = Nb sign / Nsign и является одной из главных оценок качества всего процесса кредитования. Число кредитов в сигнальной партии Nsign = 100 - 200 достаточно для оценки процесса кредитования - точности ЛВ-модели кредитного риска и оптимальности исключения некорректных и устаревших кредитов в статистических данных.

Периодичность переобучения ЛВ-модели кредитного риска. Число завершенных кредитов Nsign = 100 - 200 в сигнальной партии будем также считать периодичностью переобучения ЛВ-модели кредитного риска. ЛВ-модель кредитного риска переобучается после накопления каждой последующей сигнальной партии законченных кредитов.

Уточнение объема обучающей выборки. Учитывая число кредитов в сигнальной партии Nsign, число кредитов в обучающей выборке после исключения части устаревших и некорректно распознанных кредитов равно:

N = N + Nsign - a1 Ngb - a2 Nbg - a3 Nold , (7)

Учитывая ограничение на объем обучающей выборки, запишем условие для выбора и коррекции коэффициентов исключения a1, a2, a3 устаревших и некорректных кредитов из обучающей выборки:

Nsign = a1 Ngb + a2 Nbg + a3 Nold . (8)

Управление процессом кредитования

Целью управления процессом кредитования является снижение повышение точности распознавания плохих и хороших кредитов и тем самым снижение потерь банка. Для управления определяют показатели (критерии) всего процесса кредитования банка:

1) Коэффициент удовлетворения клиентов банка:

Kst = Nt / Mt (9)

где: Kt - число поступивших заявок на кредит из них Kgt - число хороших клиентов, получивших кредит; Kbt - число плохих клиентов, которым отказано в кредите.

2) Средний кредитный риск банка по завершенным кредитам:

Pavt = Ybt / Yt, (10)

где: Yt - число завершенных кредитов; из них Ygt - число хороших кредитов; Ybt - число плохих (проблемных) кредитов.

3) средний кредитный риск сигнальной партии,

Pav sign = Nbt sign / Nt sign. (11)

Для управления процессом кредитования формируется обучающая выборка для построения новой ЛВ-модели риска, строится новая ЛВ-модель кредитного риска, вычисляются ошибки распознавания хороших и плохих кредитов, средний и допустимый риски, заменяется старая ЛВ-модель риска на новую ЛВ-модель риска.

Управление ЛВ-моделью кредитного риска. Параметры управления ЛВ-моделью риска в результате ее обучения и анализа вкладов событий-градаций следующие:

Управление процессом кредитования. Параметры управления процессом кредитования в банке по результатам мониторинга следующие:


Список литературы

  1. Соложенцев Е. Д. Технологии управления риском в структурно-сложных системах: учебное пособие. - СПб.: ГУАП, 2013. - 435 с.
  2. Solozhentsev E. D. Risk management technologies (with logic and probabilistic models). Springer, 2012. 328 p.
  3. Соложенцев Е. Д., Степанова Н. В., Карасев В. В. Прозрачность методик оценки кредитных рисков и рейтингов. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2005.
  4. Seitz J., Stickel E. Consumer Loan Analysis Using Neural Network / In Proc. of the Bankai Workshop: Adaptive Intelligent Systems. Brussels, 14 - 19 Oct. 1996.
  5. URL: http://www.topeconomics.ru



На главную

Лаборатория "Интегрированные системы автоматизированного проектирования"", ИПМаш РАН
E-mail: esokar@gmail.com

In Russian

MAIN DIRECTIONS OF ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE 21ST CENTURY




Monitoring and logical and probabilistic management of crediting process

Allowance of credits to natural persons is essential part of the banking. All banks are individual because they serve various segments of population in different cities and regions, enterprises of different branches and sizes with various forms of property. Therefore, every bank has to apply proper credit risk model, monitoring and crediting process control system.

Advantages of the LP credit risk model are high accuracy, robustness and transparency (Solozhentsev (2012), (2013), Solozhentsev, Stepanova and Karasev (2005)). LP credit risk model has high accuracy in recognition of the "good" and "bad" credits and seven times more robustness in classification of the credits in comparison with other known models. Transparency of the LP credit risk model is provided by possibility to perform credit risk analysis, calculation of contributions of the parameters and their grades in credit risk of the bank and accuracy of credit's classification, optimization of the number of parameters and their grades, transparency of the risk scenario and criterion function.

The gist of the technology:

  1. determination of the minimal volume for learning sample;
  2. elimination of the part of incorrectly recognized "good", "bad" and outdated credits;
  3. crediting process monitoring;
  4. forming of the signal sets from finalized credits;
  5. replacement of LP risk models as forming of signal sets of credits;
  6. forming of learning sample for identification of the new LP risk model;
  7. analysis and bank's crediting process control.

LP credit risk model

Credits of the natural persons are described up to 20 parameters (table 1), every parameter has from 2 to 11 grades (Seitz and Stickel (1996)). Parameters of the credit and their grades are casual events-parameters and events-grades. Events-grades of every parameter form a group of incompatible events. Events lead to credit default with certain probability. Risk scenario of credit default is stated so: default occurs, if any one, or any two, ..., or all events-parameters occur.

Logical risk model of credit's default:

Y = Z1 ∨ Z2 ∨ ... ∨ Zn. (1)

Logical risk model of credit's default in equivalent orthogonal form:

Y = Z1 ∨ Z2Ż1 ∨ Z3Ż1Ż2 ∨ ... ; (2)

Probabilistic risk model of credit's default:

P(Y) = P1 + P2(1 - P1) + P3(1 - P1)(1 - P2) + ... . (3)

where P1, P2, ... - probabilities of credit's default as a result of occurrences of events-parameters; Q1 = 1 - P1, Q2 = 1 - P2, ... In formula (3) values of probabilities for events-grades are placed. Risk is within {0,1} under any values of probabilities of events-grades.


Identification of the credit risk LP model

The identification (learning) of the LP credit risk model is performed on the statistical data (Solojentsev and Karasev, (2002)) and the goal of this procedure is to calculate probabilities of the events-grades Pjr, r = 1, ..., Nj, j = 1, ..., n, the admitted credit risk Pad and risks Pi, i = 1, 2, ..., N of the credits (fig. 1). The condition Pi > Pad let us distinguish the following types of the credits: Ngg - are "good" both the LP-model and statistics; Ngb - are "good" by the LP-model but "bad" by statistics; Nbg - are "bad" by the LP-model but "good" by statistics; Nbb - are "bad" both the LP-model and statistics.

Figure 1. Credit classification scheme

Criterion function is the maximal number correctly classified credits with correct classification:

F = Nbb + Ngg → max. (4)

From (4) it follows the accuracy of the LP risk model in the classification of the "good" Eg and "bad" Eb credits and in classification of the whole set Em is equal to:

Eg = Ngb / Ng; Eb = Nbg / Nb; Em = (N - F) / N. (5)

Restriction:

  1. probabilities Pjr have to satisfy the condition: 0 < Pjr < 1, j = 1, ..., n; r = 1, ... , Nj;
  2. average risks of credits on probabilistic model and on the statistics have to be equal in order to keep mathematical sense of probabilities;
  3. admitted risk Pad is determined so that mistakes of recognition of "good" and "bad' credits are equal (recognition asymmetry principle).

The probabilistic risk model identification has the following features:

  1. criterion function depends on the large number of real positive arguments Pjr (there are 94 parameters in credit risk of natural persons);
  2. criterion function is the number of correctly recognized "bad" and "good" credits (it is integer value and it is stepped);
  3. criterion function has local extreme ("plate");
  4. derivatives of the criterion function F with respect to parameters Pjr cannot be computed analytically;
  5. in the search for the optimum Fmax it is impossible to increment parameters Pjr by arbitrary positive or negative values because it would change the average risk.

The offered algorithmic iterative method of the LP risk model identification permits to optimize the LP risk model with any complexity and any number of the credits, parameters and grades (Solozhentsev (2012), (2013)).

Research results were obtained from statistical data about 1000 credits, where 700 are "good" and 300 are "bad" (Solozhentsev, Stepanova and Karasev, (2005)). Every credit has n = 20 parameters with the total number of the grades - 94. After identification function value Fmax = 822 was obtained. LP credit risk model has essentially less mistakes in classification of the credits Em = 0,155, Eg = 0,174, Eb = 0,162, in comparison with known techniques which have Fmax = 750 - 720; Em = 0,25 - 0,28.


Monitoring Technology

We offer technology of the monitoring, learning of LP-model and crediting process control. Technology contains the following decisions: use statistical data about finalized credits of the bank as the learning sample, restriction of the learning sample volume, exception of the part incorrectly recognized "good", "bad" and outdated credits, forming of the signal part from finalized credits, forming of the learning sample for construction of the new LP risk model, replacement of the old LP-model with new LP-model of the credit risk, estimation of the crediting process quality on several indicators (criteria).

Learning sample volume. We have performed calculation research, how the learning sample volume influences on mistakes of the credit recognition. Recognition mistakes increase asymptotically with increasing of the sample volume. The probabilistic model has the limited number of probabilities for events-grades and LP-model recognizes credits better if the number of the credits in statistical data is not large. For LP-model learning when the number of the events-parameters is 20 and the number of the events-grades is 94 we can accept the minimal number of the credits in the learning sample is Nmin = 1000 - 1200: if we will increase the number of credits in statistical data, the mistakes of the recognition of "good" and "bad" credits will not change practically, they will be constant. Suppose, it is important advantage of the LP credit risk model.

Exception of the part of incorrectly recognized and outdated credits. Credit is described by 20 parameters. LP-model can't provide absolute accuracy because it does not take into account other factors by reason of juridical and legal prohibitions. Borrower can keep money not in bank but home and does not inform bank about. Force-majeure events can occur. Borrower could not inform about his(her) relations with wife(husband), mother-in-law, children, about his(her) health and health of relatives. This latent information causes to the appearance of incorrectly recognized credits. Incorrectly recognized credits should be partially excepted from the database and process of the re-learning of LP credit risk model.

Economics is developed and changed permanently and information about outdated credits should be piecemeal excepted from the LP risk model re-learning process.

Let research increasing of the accuracy of LP-model in recognition of "good" and "bad" credits by the exception of the part of incorrect recognized credits. Incorrectly recognized "good" credits Ngb are within interval of the risks {Pad, G} and incorrectly recognized "bad" credits Nbg are within interval of the risks {B, Pad}.

The number of the credits in the learning sample after the exception of the part of outdated and incorrectly recognized credits are:

N = N - a1 Ngb - a2 Nbg - a3 Nold = N - Ngb* - Nbg* - Nold* , (6)

where a1, a2, a3 - exception coefficients with values within interval [0, 1]: Ngb*, Nbg*, Nold* - credits that were excepted from statistical data.

From Ngb we are excepting the credits (figure 2) with most risk (that are in the "tail" of the distribution of "good" credits). From Nbg we are excepting credits with least risk (that are in the "tail" of the distribution of "bad" credits). Coefficients a1, a2, a3 depend on the number of credits, which were finalized during a year. It should accept a1, a2, a3 within interval {0.1 - 0,2}, i. e. move to optimal accuracy of the recognition of "good" and "bad" credits bit by bit. Using results of the analysis of learning indicators the coefficients a1, a2, a3 can be corrected.

Signal part from finalized credits. Let form signal part from the last finalized credits with volume Nsign. In signal part there are Ng sign "good" and Nbsign "bad" credits. The average risk of the credits in the signal part is equal to Pm sign = Nb sign / Nsign. and it is one of the most general estimations of crediting process quality. The number of credits in signal part Nsign = 100 - 200 is enough for the crediting process estimation - accuracy of the LP credit risk model and optimality of the exception of incorrect and outdated credits in statistical data.

Periodicity of the re-learning of LP credit risk model. The number of finalized credits Nsign = 100 - 200 in signal part we will accept as periodicity of the re-learning of LP credit risk model. The LP credit risk model is re-learned after accumulation of every following signal part of the finalized credits.

Elaboration of the learning sample volume. Taking into account the number of credits in signal part Nsign, the number of credits in learning sample after exception of part of outdated and incorrectly recognized credits is equal to:

N = N + Nsign - a1 Ngb - a2 Nbg - a3 Nold , (7)

Taking into account the restrictions on the learning sample volume let write the condition for choice and correction of the exception coefficients a1, a2, a3 of outdated and incorrect credits from the learning sample:

Nsign = a1 Ngb + a2 Nbg + a3 Nold . (8)

Crediting process control

The goal of crediting process control is increasing the accuracy of the recognition of "bad' and "good" credits and, thereby, reducing of bank's losses. For control purposes, we calculate indicators (criteria) of all crediting process in a bank:

1) Coefficient of satisfied clients:

Kst = Nt / Mt (9)

where: Kt - the number of credit applications, including Kgt - the number of "good" borrowers, who has obtained credit, Kbt - the number of "bad" borrowers, those applications were declined.

2) Average credit risk of a bank by the finalized credits:

Pavt = Ybt / Yt, (10)

where: Yt - the number of finalized credits, including Ygt - the number of "good" credits; Ybt - the number of "bad" credits (having problems).

3) Average credit risk of the signal set,

Pav sign = Nbt sign / Nt sign. (11)

For crediting process control, the learning sample is formed for the construction of the new LP risk model, further the new LP credit risk model is constructed, mistakes of recognition of "good" and 'bad" credits, average and admitted risks are calculated, old LP risk model is replaced by the new LP risk model.

LP credit risk model control. Parameters of the LP risk model control after learning and analysis of contributions of events-grades are following:

Crediting process control. Parameters of crediting process control in bank by monitoring results are following:


References

  1. Solozhentsev E.D., 2012. Risk management technologies (with logic and probabilistic models). Springer, 328 p.
  2. Solozhentsev E.D., 2013. Risk Management Technologies in Structural Complex Systems. Tutorial - SPb.: GUAP, 435 p. (In Russian)
  3. Solozhentsev E. D., Stepanova N. V., Karasev V.V., 2005. Transparency of Methods for Assessment of Credit Risks and Ratings. Saint Petersburg.: St.Petersburg University Press, 197 p., (In Russian)
  4. Seitz J., Stickel E., 1996. Consumer Loan Analysis Using Neural Network / In Proc. of the Bankai Workshop: Adaptive Intelligent Systems. Brussels, 14 - 19 Oct.
  5. Solojentsev E.D., Karasev V.V., 2002. Identification of Logic and Probabilistic Models of Risk in Structurally Complex Systems with Groups of Incompatible Events. - Automation and Remote Control, March 2002; Vol. 63, Issue 3, pp. 433-448.





Main page

Intelligent Integrated Systems of Automated Designing Laboratory", IPME RAS
E-mail: esokar@gmail.com