In English

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В 21 ВЕКЕ




Новая программа экономического развития России на основе
управления социально-экономической безопасностью


1. Введение.

Во многих публикациях отмечается неудовлетворительное состояние экономики. Большие претензии вызывает концепция развития экономики, заключающаяся в бесконечном экономическом росте. Отмечается также неудовлетворительное состояние теории управления экономикой. Управление осуществляют, в основном, "по понятиям" и "дать больше денег", что неизбежно приводит к коррупции. Необходимо новое мировоззрение и новый математический аппарат.

Коллективы известных ученых и специалистов разрабатывают для Президента программу экономического развития России на 2018-2025 годы. В разработке программы участвуют десятки институтов и тысячи ученых и государственных чиновников. Дискуссии и споры при отсутствии научной основы не приводят к результатам.

Нами предлагается разработка и коррекция программы экономического развития страны на основе управления социально-экономической безопасностью. Используются логико-вероятностные модели риска и событийный подход.


2. Программы экономического роста Кудрина и Глазьева

Проблема, сколько бы сложной
она ни была, станет еще сложнее,
если на нее неправильно посмотреть
П. Андерсон

Бюджет государства идет на социально-экономические системы (СЭС) и проекты. Потери же государства также возникают в СЭС и проектах из-за коррупции, наркотизации, "откатов", воровства, принятия решений "по понятиям", чрезмерных расходов на военные проекты. Однако авторы программ экономического развития России на 2018-2025 годы упорно не замечают СЭС, а рассматривают нечто эфемерное: инвестиции, инфляцию, производительность труда и др, оперируют масштабными целями и непонятно как решаемыми задачами. Их программы управления экономическим ростом не имеют научной основы и являются предложениями "по понятиям" с комментариями разнообразных и противоречивых статистических данных разных стран в разные времена.

Программа А. Кудрина - руководителя Центра стратегических разработок (ЦСР), оценивая текущую социально-экономическую ситуацию в стране, отмечает: старая модель экономики не работает, низкий рост ВВП, неблагоприятная демография, недостаток инвестиций из-за санкций, технологическое отставание, низкая производительность и низкое качество государственного управления. Предлагается начать реформу с масштабного изменения системы государственного управления. Шаги, которые должны сделать правительство, президент, неординарны и серьезны:

  1. Провести реформу судебной системы, поменять систему отбора кадров и ввести независимый арбитраж. Все это невозможно без реформы государственного управления.
  2. Создать государство как высокотехнологичную "платформу", которая подразумевает цифровизацию всех процессов и внедрение новых моделей управления.
  3. Развивать частную инициативу при существенном снижение доли государства в экономике, осуществлять конкурентную политику, развивать малый и средний бизнес.
  4. Создать систему непрерывного образования для любых возрастов, в том числе и для пожилых людей.
  5. Развивать регионы и города как центров технологий, где сосредоточены инфраструктурные, интеллектуальные и социальные ресурсы.
  6. В денежно-кредитной политике ориентиром должна стать инфляция ниже 2-2,5%. Это снижение стоимости финансовых ресурсов и создание основы для длинных денег.
  7. Учитывая снижение доходов бюджета по мере снижения доходов от нефти и газа, найти другие источники доходов, включая изменение налоговой системы.
  8. Решить проблему доверия населения к институтам власти. В стране низкое доверие к таким институтам, как парламент, полиция, отдельные министерства.

Программа С. Глазьева - советника президента РФ по экономике -- изложена в письме "Восемь заблуждений Кудрина" и является примером неубедительности доказательств и контр аргументов по "понятиям", если даже диспут ведут крупнейшие ученые и специалисты. С. Глазьев считает, что экономическая программа А. Кудрина приведет к деградации экономики и падению уровня жизни населения. Он советует включить печатный станок. Заблуждения в программе Кудрина следующие:

  1. Предложения об ограничении дефицита в 1% ВВП основываются на представлении о линейной зависимости между приростом денежной массы и инфляцией. Вопреки представлениям, в российской экономике инфляция снижается с ростом денежной массы и, наоборот, увеличивается при ее сокращении. Снизить инфляцию до 4% не удастся.
  2. Заблуждением является предпосылка об обратной зависимости между инфляцией и экономическим ростом. Исследования доказывают отсутствие такой зависимости при умеренной инфляции. Для каждого состояния экономики существует свой оптимальный уровень инфляции: чем хуже качество управления экономикой, тем выше этот уровень.
  3. Предложения о сокращении бюджетных расходов противоречат высказанной абсолютно правильной мысли о необходимости увеличения расходов на образование и науку. Расходы по этим статьям должны быть увеличены как минимум вдвое.
  4. Исходя из опыта развитых экономик, Глазьев полагает, что проблему финансирования дефицита бюджета можно закрыть, включив печатный станок. Мировые валюты, включая доллар, не обеспечены золотовалютными или реальными ценностями.
  5. Деньги эмитируются под долговые обязательства государства для финансирования дефицита бюджета; денежная эмиссия опережает рост экономики, что соответствует смыслу современного кредита как инструмента авансирования. Скачки из отсталости в лидеры сопровождаются опережающим ростом кредитной эмиссии.
  6. В настоящее время совершается переход к новому технологическому укладу, который требует резкого наращивания инвестиционной и инновационной активности. Для обеспечения структурной перестройки экономики передовые страны быстро наращивают объемы денежной эмиссии.
  7. В экономике России происходит прямо противоположное. Игнорирование роли денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста влечет его замыкание в сверхприбыльных отраслях добывающей промышленности и химико-металлургического комплекса при стагнации остальных.
  8. Команда Кудрина не извлекла уроков из ошибок при переходе к таргетированию инфляции в части освобождения курса рубля в свободное плавание. Московская биржа стала главным центром генерирования прибыли за счет манипуляций с курсом рубля.
  9. Нужно избавиться от перечисленных заблуждений, которые весьма распространены в среде наших малообразованных экспертов, наспех учившихся по популярным учебникам и слепо доверяющих рекомендациям МВФ.

В заключении отметим, дискуссии и споры по программам экономического развития страны не приводят к положительным результатам из-за отсутствия научных основы управления экономикой. Призывами к снижению инфляции, ликвидации технологического отставания, повышению производительности труда, увеличению инвестиций, включению печатного станка нельзя обеспечить рост экономики страны.


3. Разработка и коррекция новой программы экономического развития страны

Математические методы для управления
экономическими и социальными
системами должны опираться
на множества, логику и вероятности.
Норберт Винер, Джон фон Нейман

Экономика страны - сложная система. К чертам сложной системы, как объекта управления, относятся:

Декомпозиция. Для управления сложной системой в экономике предлагается использовать декомпозицию - разделение целого на части. Декомпозиция - это научный метод, позволяющий заменить решение большой задачи решением серии меньших задач.

Структуризация - это процесс деления системы на части и установление связи между ними. Получают систему, обозримую для управления.

Событийный подход к системе, ее элементам и связям является основой для управления сложной системой на основе логико-вероятностных моделей риска. Каждой системе, ее подсистемам и их параметрам сопоставляются события-высказывания и соответствующие логические переменные. Для производных и итоговых событий записывают логические функции от инициирующих событий. По вероятностям инициирующих событий вычисляют вероятности производных и итоговых событий.

Объекты декомпозиции, структуризации и управления. Ими являются:

  1. Безопасное пространство человечества, стран и регионов;
  2. Социально-экономические системы (СЭС) и проекты.

Бюджет государства идет на СЭС и проекты. Потери государства возникают в СЭС и проектах.. Выделены следующие группы СЭС:

Группа СЭС-1. Включает в себя СЭС наивысшей важности для государства, направленные на уменьшение потерь средств и увеличение их поступления:

  1. Управление инновациями в стране, регионах и компаниях,
  2. Управление риском банков и резервированием капитала по "Базель",
  3. Управление качеством систем и продукции по ВТО,
  4. Мониторинга и управление процессом кредитования банков,
  5. Противодействие коррупции и взяткам,
  6. Противодействие наркотизации страны,
  7. Оценка качества систем управления.

Группа СЭС-2 содержит комплексные СЭС для государства и регионов, зависящие от нескольких министерств и ведомств:

  1. Риск неуспеха системы образования.
  2. Риск неуспеха системы медицинского обслуживания.
  3. Неуспех решения проблемы информатизации и др.

Группа СЭС-3 содержит локальные СЭС для компаний и фирм, успех которых зависит, в основном, от их желаний и возможностей:

  1. Управление риском и эффективностью ресторана.
  2. Управление менеджментом компании ЗАО "Транзас" и др.

Связь СЭС обеспечивается повторными инициирующими событиями, входящими в ЛВ-модели риска разных СЭС.

ЛВ-модели для количественной оценки, анализа и управления СЭС и проектами строятся на основе логико-вероятностного подхода и введения событий-высказываний для экономики: невалидности (качества), гибридная модель риска неуспеха решения проблемы, концептуальная модель прогнозирования невалидности системы, индикативная модель опасности состояния системы, модель оценки качества системы управления, специальные программные средства. Стержневой моделью является модель невалидности (качества). Другие типы моделей используются для всестороннего анализа системы.

Последовательность разработка программы экономического развития страны:

  1. Составить перечень моделируемых и исследуемых СЭС и проектов для страны.
  2. Принять одинаковый тип стержневой ЛВ-модели риска для всех СЭС, например, ЛВ-модель невалидности (качества);
  3. Принять единообразие событий-высказываний для всех элементов всех СЭС, например, невалидность, а не успех событий.
  4. Построить структурные и ЛВ-модели риска (невалидности) для всех СЭС.
  5. Выбрать другие типы моделей для всестороннего анализа каждой СЭС в дополнение к стержневой модели невалидности.
  6. Вычислить невалидность (качество) каждой СЭС на ЛВ-модели невалидности и выполнить анализ их качества по вкладам инициирующих событий.
  7. Построить ЛВ-модель качества страны, объединив логически все или некоторые ЛВ-модели риска СЭС.
  8. Оценить в целом невалидность (качество) объединенной ЛВ-модели и выполнить анализ вкладов инициирующих и повторных событий.
  9. Распределить имеющиеся ресурсы на снижение невалидности инициирующих событий, вносящих наибольший вклад в невалидность.

Нами проведено построение и исследование более десяти ЛВ-моделей риска разных СЭС.

Коррекция программы экономического развития страны выполняется в режиме реального времени на основе мониторинга параметров внешней и внутренней среды и изменения ЛВ-моделей невалидности СЭС. Коррекция выполняется по сигнальным событиям при появлении новых статистических данных о состоянии системы, событий-высказываний в экономике, политике, законах, инновациях, повышении квалификации персонала, изменении ситуации на мировом рынке, проведении реформ в образовании, науке и экономике. Изменяют вероятности инициирующих событий в ЛВ-моделях СЭС и получают новые оценки качества систем и вкладов инициируюших событий.

Становление нового научного подхода к управлению в экономике связано с определенными сложностями, вызванными использованием нового аппарата: логико-вероятностных моделей риска и специальных программных средств. Основы такого аппарата не изучают в университетах. Поэтому нужно обучать студентов и вести переподготовку экономистов, включая высших государственных чиновников.

Перечень и содержание организационных мероприятий по становлению нового эффективного научного направления в экономике следующий:

  1. Провести обучение студентов по новой дисциплине "Управление социально-экономической безопасностью" с лекциями и лабораторными работами на компьютере, например, в Московском государственном университете и Высшей школе экономики.
  2. Сертифицировать разработанные программные средства (Software) для решения задач научного направления. Большинство задач управления имеют высокую вычислительную сложность и без программных средств практически не решаются.
  3. Выделить головных исполнителей для разработки и внедрения систем управления безопасностью социально-экономических систем первостепенной важности.
  4. Создать кафедры "Управление социально-экономической безопасностью" в экономических университетах и соответственно включить в учебные программы дисциплину "Управление социально-экономической безопасностью".
  5. Включить в приоритетные темы научных исследований РАН и государства тему "Управление социально-экономической безопасностью". Из-за отсутствия этой темы выполненные исследования не имеют финансовой поддержки в течение около 10 лет.
  6. Выделить президентский грант и финансирование для завершения и оформления работ по созданию нового эффективного научного направления "Управление социально-экономической безопасностью".

Коллектив ученых, создавший новоe эффективное научное направление в экономике "Управление социально-экономической безопасностью" в экономике" предлагает сотрудничество государственным структурам и может провести обучение.


Список литературы

  1. Kate Raworth. DOUGHNUT ECONOMICS: Seven Ways to Think Like a 21st - Century Economist / Pages: 284. Publisher: Cornerstone. Publication Date: 06.04. 2017. Category: Economic theory & philosophy.
  2. Solozhentsev E. D. The Management of Socioeconomic Safety. - Cambridge Scholars Publishing, 2017, 255 p.
  3. Соложенцев Е. Д. Топ-экономика. Управление экономической безопасностью.2-е изд. СПб. Троицкий мост. 2016. 272 с.



На главную

Лаборатория "Интегрированные системы автоматизированного проектирования"", ИПМаш РАН
E-mail: esokar@gmail.com